Железнодорожники в Белоруссии саботируют российскую атаку: Как может возникнуть третья позиция на войне?

04.04.2022, Lesezeit < 1 Min.
1
Foto: Ihor Bondarenko / Shutterstock.com

Русская армия пока не справилась с осадой Киева. Свой вклад в это вносят и железнодорожники Белоруссии, рискуя жизнью, саботируя российские пути снабжения. О шансах развития третьей позиции рабочих на войне, независимой от России и НАТО.

Читать статью на немецком

Пять недель после начала войны российская армия уходит из района Киева. По сообщениям прессы, они учинили чудовищную расправу над мирным населением в небольшом городке Буча. До сих пор неясно, действительно ли отражена атака на севере, или российская армия просто перегруппировывается для следующего удара. Однако тот факт, что он не может продолжать осаду Киева, частично связан с сопротивлением в Беларуси. Будучи близким союзником России, страна при президенте Александре Лукашенко служит базой для российских войск, которые организуют отсюда свои поставки на северный фронт. Но их логистике военного времени мешают белорусские железнодорожники.

Война железнодорожников

Уже в первые дни после начала российского вторжения произошли первые акты саботажа систем сигнализации и схем на Белорусских железных дорогах, сообщает новостной сайт zerkalio.io со ссылкой на Telegram-канал Live. Община железнодорожников Беларуси (@belzhd_live) пишет. Кроме того, хакеры осуществили кибератаки на центральные системы управления.

С тех пор сообщения о новых атаках поступали почти ежедневно, о чем сообщает русскоязычный сайт Deutsche Welle:

14 марта было выведено из строя оборудование на перегоне Доманово – Лесная (Брестская область), 16 марта –  на перегоне Фариново – Загатье (Витебская область). На следующий день на станции Орша-Центральная из релейного шкафа „неизвестные похитили“ 6 сигнальных трансформаторов, в результате почти шесть часов не работал светофор. В ночь на 25 марта, по информации Telegram-канала белорусских железнодорожников, два релейных шкафа СЦБ сожгли под Борисовом (Минская область). А в ночь на 28 марта, сообщило МЧС Беларуси,  горели два шкафа с автоматикой на перегоне „Осиповичи-Верейцы“ (Могилевская область).

После диверсий белорусской полицией и спецслужбами было произведено несколько арестов. По данным zerkalio.io, к 31 марта было задержано 40 железнодорожников, в том числе несколько машинистов, машинистов и подсобных рабочих Гомельского городского железнодорожного депо. Им предъявлены обвинения в «терактах терроризма» и «членстве в экстремистской организации», что может повлечь за собой лишение свободы на срок до 15 лет.

Вооруженные сотрудники секретной службы и военные сейчас патрулируют железнодорожные пути и важные контрольные точки. Тем не менее «война железнодорожников» продолжается. Из-за многочисленных актов саботажа и кибератак поезда и стрелки могут управляться только вручную, а это означает, что железнодорожное движение ограничено до 15-20 км/ч.

Военный смысл

На самом деле российская армия в значительной степени зависит от железных дорог в плане логистики. Бывший офицер армии США Алекс Вершинин в своем анализе пишет: «Силы тылового обеспечения российской армии не предназначены для крупномасштабного наземного наступления вдали от своих железнодорожных путей. В российских соединениях всего на три четверти меньше боевых машин, чем у американских, но почти в три раза больше артиллерии. Из-за дополнительных дивизионов артиллерии и ПВО материально-технические потребности русских значительно выше, чем у американцев».

В начале войны российские войска иногда проникали на территорию Украины на глубину до 200 километров, чтобы занять важные позиции с преимуществом внезапности, но без обеспечения путей снабжения. Во многих местах припасы, топливо и боеприпасы приходится доставлять колоннами грузовиков, которые являются легкой мишенью для нападения из засады. По данным Forbes, к середине марта было уничтожено уже 485 грузовиков, более десятой части российского автопарка. В результате неоднократно поступают сообщения о брошенных танках из-за нехватки топлива. В другой статье от 10 марта Алексей Вершинин пишет:

«Сегодня преждевременно говорить о том, что российская армия застряла или проигрывает в Украине из-за проблем со снабжением. Российские военные, скорее всего, решат свои проблемы с материально-техническим обеспечением и техническим обслуживанием, как только захваченные железнодорожные пути будут введены в эксплуатацию. Вероятно, в Херсоне будет создан новый железнодорожный узел для поддержки наступления на Одессу».

Пока русская армия может таким образом продолжать войну на юге и востоке, на севере она сталкивается с большими трудностями. Для наступления на Киев необходимо было бы контролировать северо-восточную железнодорожную ветку, проходящую через Чернигов и Нежин. Но она не заходит так далеко. Вероятно, она организует свои поставки из белорусского Гомеля – центра восставших железнодорожников. Вместо того, чтобы доставить все необходимое на фронт примерно за 100 километров поездом, войска снабжаются исключительно грузовиками из-за диверсионных акций. Уже одно это затрудняет завоевание Чернигова. О большем сосредоточении войск для окружения Киева в этих условиях не может быть и речи. К северо-западу от Киева российские военные тоже сталкиваются с теми же проблемами тылового обеспечения. В этом районе, где теперь стало известно о бойне в Буче, в начале вторжения были подкреплены колонны русской техники на многие мили. Пока железнодорожники в Белоруссии продолжают свои диверсионные действия, российская армия вряд ли сможет снова атаковать на севере.

Политический смысл

Беларусь сильно зависела от Москвы еще до войны, но присутствие 30 000 российских солдат и нападение с территории Беларуси делают ее де-факто стороной войны и получателем приказов Путина. В начале вторжения западные наблюдатели также высказывали предположения о возможном активном участии белорусских военных, что осложняется диверсионными действиями. Кроме того, страна отказалась от своей конституционной независимости и официально согласилась на размещение российских ядерных ракет. Напротив, в конце февраля прошли крупнейшие протесты со времен демократического движения 2020/21 года, на этот раз с 800 арестами.

Репрессии против оппозиции огромны. Открытые удары по блокированию военных транспортов в этой ситуации вряд ли возможны или должны были бы достаточно быстро перерасти в массовые удары, чтобы свергнуть режим в целом. С риском для жизни железнодорожники совершают диверсии. Согласно их информационному каналу, правительство опасается потерять контроль над железными дорогами, поэтому спецслужбы КГБ концентрируют все свои репрессии против рабочих, а иногда и производят произвольные аресты для запугивания, что только усиливает ненависть населения к режиму и далее усиливается.

Прошлогоднее протестное движение уже показало, что Беларусь представляет угрозу безопасности Путина. Российский режим строит свою власть на подавлении соседних стран в Восточной Европе и Центральной Азии и поддержке там авторитарных правительств. Судьба Белоруссии тесно связана с перспективами войны. В случае поражения России Лукашенко вряд ли сможет устоять. Решающую роль в его падении могли сыграть железнодорожники.

На их примере может сложиться третья позиция, которая противостоит российским военным и действует независимо от поставок вооружений и заказов НАТО. Если рабочие в России последуют их примеру и будут саботировать, блокировать или забастовывать транспортные средства, русское наступление также остановится на юге и востоке. В Западной Европе и США правительства и крупные СМИ заявляют, что оружие должно быть доставлено в Украину, чтобы остановить российскую армию. Но это только приведет к эскалации войны вплоть до прямой конфронтации между НАТО и Россией.

В своем Telegram-канале сообщество железнодорожников Беларуси объявляет: «Наша цель — задержать, а в идеале остановить движение воинских частей и военных грузов Российской Федерации через территорию Беларуси». увольнения, нарушения техники безопасности, преступная деятельность руководителей или экономическая и социальная ситуация. Канал также выступает против инфляции, которая в последнее время в Беларуси составляла около 10 процентов.

Это отличает железнодорожников от либеральной белорусской оппозиции, которая стоит за НАТО. В интервью Guardian лидер оппозиции из Литвы Светлана Тихановская, например, призвала к дальнейшим санкциям Запада против режима Александра Лукашенко, «даже если это болезненно отразится на рядовых белорусских гражданах». как минеральные масла, дерево, железо, сталь, цемент и резина.

Как и в России и Западной Европе, война с ее санкциями и расходами на вооружение идет за счет населения в целом с ростом цен и угрозой безработицы. Антивоенное движение должно бороться во всем мире за то, чтобы в зону боевых действий больше не поставлялось оружие ни со стороны России, ни со стороны НАТО. В итальянском аэропорту Пизы работники аэропорта отказались грузить оружие, боеприпасы и взрывчатку под видом «гуманитарной помощи» для доставки украинским военным. А в Греции железнодорожники заблокировали доставку цистерн в Украину. В Гамбурге профсоюз Верди выступил с инициативой против экспорта оружия из этого порта. В других федеральных землях водители грузовиков перекрывали автострады в знак протеста против инфляции.

Чтобы остановить войну, в равной степени необходимы действия рабочих в странах ЕС и НАТО, а также в России и Белоруссии против соответствующих правительств. Рабочие транспортного сектора в силах своими действиями остановить всю военную машину обоих противоборствующих лагерей. Нужна международная кампания профсоюзов Западной, Восточной Европы и России с блокадами и забастовками против поставок оружия и против ухудшения условий жизни. Вместе боевые профсоюзы и левые организации могут согласовывать политические цели, методы борьбы и действия в разных странах и таким образом фактически построить третью позицию рабочих и остановить войну.

Тот, кто сегодня действительно хочет положить конец войне, не должен поддерживать НАТО или Путина. Героическая борьба белорусских железнодорожников указывает нам путь.

 

Mehr zum Thema